Глава 2

Азбука декоратора

Составные части и конфигурация штор. Вспомогательные материалы и фурнитура. Виды окон и их оформление

Оконные драпировки – это часть интерьера, но это совершенно особенная его часть. Судить о красоте или уродстве, например, предмета мебели мы можем, только взглянув на него в магазине или каталоге, чего нельзя сказать о шторах. Лишь помещенные в конкретную обстановку, они обретают целостность и из материала превращаются в законченное изделие.

Но шторы – это еще и сложный комплекс деталей, изготовленных из текстильных и нетекстильных материалов. К первым относятся портьеры и тюль, а также некоторые декоративные элементы – тесьма, ленты, шнуры и т.д. Ко вторым – карнизы и другие декоративные элементы, например наконечники.


В зависимости от конфигурации шторы могут быть простыми, представляющими собой укрепленное тем или иным образом полотнище (полотнища) ткани, то есть портьеры и/или тюль, и сложными, включающими помимо портьер и тюля еще и ламбрикен.

Все составные части штор необходимо не только правильно выбрать, но и грамотно сочетать между собой. За века своего развития искусство декорации окон накопило богатейший арсенал методов и приемов, которые позволяют с успехом решать эти задачи.

Карнизы

Карнизом мы называем систему крепления, позволяющую расположить шторы в пространстве помещения. Карнизы могут быть как техническими – предназначенными исключительно для выполнения своей функции, так и декоративными, то есть сочетающими в себе техническую и декоративную функции. В первом случае карниз вообще может быть не виден снаружи, «замаскированный» тканью шторы. Во втором, что очевидно, его внешний вид должен быть решен в стилистике общего дизайна оконной драпировки и способствовать созданию единого образа.

Карниз – достаточно сложная система, включающая в себя такие составляющие элементы, как штанга, профиль и крюки.

Штанги

Штанга – один из основных элементов карниза, представляющий собой деревянную или металлическую, круглую в сечении трубу, прикрепляемую к стенам или потолку с помощью специальных держателей. Непосредственно к штанге прикрепляются портьеры или тюль. Металлические штанги бывают полыми или цельнолитыми (напоминающими металлический прут того или иного диаметра). Полые штанги легче и дешевле, однако цельнолитые штанги способны выдерживать большую весовую нагрузку готовой шторной конструкции. По внешнему виду штанги делятся на технические и декоративные.

Число держателей штанги прямо пропорционально ее длине. Так, для штанги длиной около 2 м достаточно двух боковых держателей. Если длина штанги превышает 2 м, в центре необходимо установить дополнительный держатель. Особенно протяженная штанга, например, предназначенная для подвески штор, протянутых вдоль всей стены, требует установки держателей через каждые 1,5-1,8 м.

Существует несколько способов прикрепления штор к штанге. Наиболее распространенными из них являются следующие:

  • на тесьме;
  • на бантиках;
  • на петлях;
  • на люверсах;
  • на узлах;
  • на кулиске.

При выборе того или иного способа прикрепления шторы к штанге, декоратор должен помнить, что он зависит как от физических характеристик самой шторы, в первую очередь размеров и веса портьер, так и от фактуры и расцветки используемой ткани, а также от стилистического решения всей оконной драпировки.

Закругленная штанга

При выборе формы штанги необходимо иметь в виду общий дизайн интерьера комнаты. Так, если ее помещение достаточно велико, так что на долю окна приходится лишь часть стены, притом не слишком большая, иными словами, если пространственные характеристики помещения таковы, что вид на штору открывается не только «анфас», но и сбоку, при использовании обычной прямой штанги будет видна щель между окном и шторой, которая выглядит не слишком эстетично.

Решить эту проблему можно с помощью специально изогнутой штанги в виде сильно вытянутой буквы «С», концы которой крепятся к стене. Для этой цели лучше всего походят алюминиевые штанги, легко поддающиеся изгибу. Плавно огибая штангу, штора доходит до самой стены, надежно скрывая всю непривлекательную «изнанку» конструкции. Этот вариант желательно применять в помещении, где от окна, то есть от границы вертикально свисающей шторы, до угла ближайшей стены расстояние превышает 2 м (при меньших расстояниях вероятность, что щель будет бросаться в глаза, мала настолько, что ею можно пренебречь).

Наконечники

Завершающим элементом штанги служат наконечники – декоративные детали, надеваемые на открытые концы штанги.


Наконечник – важная деталь дизайна оконной драпировки. Выступая за края шторы, наконечники привлекают к себе взгляд, поэтому их форма должна быть тщательно продумана в соответствии со стилистикой не только оконного оформления, но и всего интерьера помещения.

В то же время наконечники позволяют декоратору подчеркнуть стилистические особенности дизайна штор. Так, если для портьер используется набивная ткань с изображением венков или букетов, разумно повторить их рисунок и в наконечниках, придав им форму цветка или, например, банта.

Кроме того, наконечники дают декоратору прекрасную возможность связать воедино дизайн шторы с дизайном всего интерьера, включая мебель. В любом случае, они должны не «спорить» с окружающей обстановкой, а гармонично дополнять ее, акцентируя ее стилистические особенности. Так, если комната декорирована в стиле кантри, хорошим выбором станут очень простые, даже чуть грубоватые по форме наконечники для штанги, имитирующие ручную работу, например шарообразной или кубической формы, обмотанные веревкой. И наоборот, в комнате с вычурным дизайном уместны будут наконечники усложненной формы. Подсказкой для конкретного решения в этом случае должна стать мебель, ее фактура или форма. Например, в кабинете, обставленном изысканной мебелью красного дерева, хорошо будет смотреться карниз из того же материала со штангами, увенчанными наконечниками оригинальной формы, повторяющей «мебельные» мотивы.

Выбор наконечников поистине безграничен – от самых простых геометрических форм до спиралей, цветов и листьев, стилизованных стрел, львиных голов, лавровых венков и т.д. Все зависит от фантазии декоратора, его вкуса и стоящей перед ним дизайнерской задачи.

Профили

Профиль – это металлическое приспособление, используемое в сложных оконных драпировках, включающих в себя ламбрикен. Профиль представляет собой полую, прямоугольную в сечении конструкцию, внутри которой проложены рельсы. По этим рельсам двигаются крючья-бегунки, иногда снабженные специальными колесиками.
Возможно также использование профилей с «липом» - особым приспособлением, напоминающим «липучку» и позволяющим крепить к профилю тканую основу ламбрикена.

Наряду с прямыми, используют и загнутые по краям профили, устроенные по тому же принципу, что и закругленные штанги.


Главная функция профиля – служить каркасом, на который натягивается ламбрикен. Крепление профиля может быть настенным и потолочным.

Благодаря своим конструкционным особенностям металлический профиль служит основой крепления римских, австрийских и французских штор и жалюзи всех видов. Он же используется при оформлении арочных окон.

Помимо технической, профили способны выполнять и декоративную функцию. Так, закрытый сверху деревянным каркасом (багетом), повторяющим мотивы отделки мебели, профиль становится органичной частью дизайнерского решения всего интерьера в целом.

Крюки

Шторные держатели крепятся к стене (или к потолку) с помощью крюков. В самом простом варианте роль крюка может выполнять обычный гвоздь.

На практике декораторы используют крюки не только в их чисто техническом качестве, но и как элемент декора, что позволяет добиваться ярких эстетических эффектов. Разумеется, в этом случае дизайн крюков должен быть проработан заранее.


Так, интересным решением может стать использование литых крюков, очертаниями повторяющих наконечники для штанги, или крюков, снабженных декоративными головками, идентичными головкам держателей карниза.

Иногда одно лишь тщательно продуманное расположение крюков дает возможность получить нестандартный вариант шторного дизайна. Например, в дополнение к крюку, вбитому над шторой, можно расположить еще два крюка по ее сторонам, но на разной высоте. Тогда портьеры, завязанные узлом и прикрепленные к боковым крюкам, образуют интересный асимметричный рисунок, что даже на самой простой шторе смотрится свежо и оригинально. Еще более впечатляющего эффекта можно добиться, если использовать для портьер ткань с подкладкой контрастного цвета.

Принимая решение об использовании декоративных крюков, необходимо учитывать дизайн карниза, соблюдая стилистическое единство первых и второго.

 

От простых штор к сложным

Простые шторы

Простой шторой мы называем полотнище (или полотнища) ткани прямоугольной формы с декоративной отделкой или без отделки, прикрепленное к карнизу.

Очевидно, что в самом простом варианте функция простой шторы сводится к тому, чтобы закрывать окно от проникновения в помещение света. Простая штора может быть одинарной, состоящей из единственной портьеры, или двойной (две симметрично расположенные портьеры). Помимо портьер, изготовленных из плотной ткани, простая штора может включать в себя и полупрозрачный тюль.


Длина простой шторы варьируется в достаточно широких пределах – от короткой, закрывающей лишь часть окна, до длинной, доходящей до пола. При этом неизменной остается главная особенность простой шторы: она представляет собой полотнища ткани максимально простой формы, то есть без каких бы то ни было подкроев.

При этом необходимо иметь в виду, что простая штора – это совершенно универсальный вариант оконной драпировки, уместный в любом интерьере. Опытные декораторы хорошо знают: именно благодаря своему нейтральному виду она никогда не «испортит» никакой дизайн.

В то же время простая штора открывает перед декоратором поистине неисчерпаемое богатство возможностей, которые таятся в фактуре и цветовой гамме используемых тканей, а также в декоративной отделке.

Так, лаконичным, но чрезвычайно эффектным решением может стать простая штора из ткани с подкладом, гармонирующим или контрастирующим по цвету. Если в качестве подклада использовать ткань с добавлением прорезиненных нитей, получится вариант шторы, именуемый «блэкаут» (от английского black-out, т.е. светомаскировка) – такая штора позволяет максимально затемнить помещение.

Декоратору не стоит пренебрегать использованием простой шторы, в том числе и потому, что сама простота ее фасона позволяет широко использовать всевозможные элементы декоративной отделки. Резюмируя, можно сказать, что простая штора – это безграничный плацдарм для креативной деятельности декоратора, позволяющий успешно решать самые смелые дизайнерские задачи.

Сложная штора

Сложная штора представляет собой текстильную конструкцию, состоящую из основы в виде простой шторы и ряда дополнительных элементов, выполняющих конструктивную и декоративную функции.
В самом общем виде сложная штора - это сочетание простой шторы (портьеры плюс тюль), ламбрикена и ряда декоративных элементов.

Отсюда следует, что главным отличительным свойством сложной шторы по сравнению с простой является наличие в ее конструкции ламбрикена.

Ламбрикены

Ламбрикеном называется центральный сложный (многосоставный) элемент конструкции шторы, расположенный в ее верхней части. Ламбрикен – это та самая «корона», которая венчает всю текстильную конструкцию оконной драпировки, служит ее вершиной и той отправной точкой, от которой отталкивается декоратор в проектировании ее дизайна.


Существует мнение, что ламбрикен – это элемент шторной конструкции традиционного дизайна, используемый в строго определенной стилистике. Это мнение не совсем правомерно. На самом деле ламбрикен как технический прием оформления оконной шторы – это универсальное средство, позволяющее создавать вариации на любую стилистическую тему, от ампира до модерна. Другое дело, что выбор конфигурации, ткани и декоративной отделки ламбрикена, включая все входящие в него элементы, должен быть продиктован стилем, в котором решается дизайн шторы.

Ламбрикен – сложносоставная конструкция, включающая в себя такие элементы, как бандо, сваги, галстуки или джаботы. Дополнительным украшением ламбрикена служат разнообразные декоративные элементы – шнуры, тесьма, ленты и т.д.

Использование ламбрикенов – один из излюбленных приемов декораторов, что не случайно: штора с ламбрикеном внешне выглядит очень привлекательно, а сочетание его частей открывает большое поле для «маневров», позволяя не только варьировать фасоны штор едва ли не до бесконечности, но и сгладить в случае необходимости конструкционные недостатки архитектуры окна. Грамотно сконструированный ламбрикен способен, например, зрительно вытянуть окно ввысь, корректируя неблагоприятные пропорции комнаты с низкими потолками.

Еще раз подчеркнем, что ламбрикен – практически универсальное средство декорации, легко вписывающееся в любой стиль. Так, традиционный мягкий ламбрикен станет прекрасным решением дизайна в стиле барокко, тогда как ламбрикен, изготовленный из жесткой металлизированной ткани, например, органзы, позволит оформить окно в стиле хай-тек.

Определив, в каком именно стиле будет декорировано окно, дизайнер приступает к подбору ткани. Это чрезвычайно важный этап, потому что все остальное – фасон всей шторы и отдельно ламбрикена, выбор декоративных элементов – должны составлять единое целое, гармонично дополняя друг друга.

Бандо

Это основная составляющая ламбрикена, выполняющая функцию карниза и изготовленная из текстильных материалов. Бандо – это тот каркас, на который впоследствии «нанизываются» все декоративные детали.

По типам бандо подразделяются на несколько групп:

  • жесткие и мягкие;
  • выполненные в натяжку или имеющие встречные складки;
  • имеющие ровную, ступенчатую или фигурную конфигурацию;
  • однотонные или многоцветные.

Бандо – важный элемент стилистики оконной драпировки. Его композиция задается цветом, а также формой и уровнем подрезки. Так, волнообразно вырезанный нижний край бандо прекрасно вписывается в конструкцию, решенную в стиле барокко, а например, бандо с кубическим рельефом подчеркнет особенности стиля модерн.

Обработка основы бандо

Для изготовления бандо используют специальный материал на флизелиновой основе, имеющий клеевую поверхность. Известны два основных способа изготовления бандо – горячий и холодный.

При использовании холодного способа с флизелиновой основы удаляют защитную пленку, после чего просто прижимают к ней ткань, служащую лицевой стороной бандо. При обработке горячим способом после удаления защитной пленки флизелиновую основу прикрепляют к изнанке бандо с помощью утюга.

В принципе предпочтительным следует считать горячий способ изготовления бандо, поскольку он позволяет добиться необходимого уровня жесткости, не давая ткани деформироваться. К тому же этот способ более экономичен в смысле трудозатрат. Однако на некоторых тканях применение горячего способа невозможно. К ним относятся шелк, который под воздействием горячего пара дает сильную усадку, а также ткани с рельефной структурой, способные легко деформироваться, например буклированные и жатые. Таким образом, при выборе способа обработки бандо следует руководствоваться следующим правилом: если ткань плохо переносит декотировку, предпочтение лучше отдать холодному способу. Во всех остальных случаях оптимальным будет горячий способ. Особенно впечатляющих результатов он позволяет добиться при использовании для бандо плотных тканей на вискозно-полиэстровой основе.

Боковые стороны бандо следует завернуть и жестко закрепить, так, чтобы образовалась своего рода закрытая «коробочка». Иногда начинающие декораторы допускают ошибку, оставляя края бандо свободно свисать (на профессиональном жаргоне такие висящие концы называют «ушами спаниеля»). Недостаток этого приема заключается в том, что с течением времени «уши» непременно начнут загибаться, утрачивая первоначальную форму и разрушая целостность дизайна шторы. Любое бандо с боковыми сторонами шириной больше 40 см, обязательно требует дополнительного крепления на профили, иначе оно не сможет сохранить свою форму. При изготовлении большого бандо для оформления очень высоких окон крепление на профили следует осуществлять по всем четырем сторонам, сооружая своего рода жесткий каркас, благодаря которому бандо даже самой сложной конфигурации не будет подвержено деформациям.

Флизелиновая основа для бандо

Промышленность выпускает несколько типов флизелиновой основы для бандо, различающихся по толщине, ширине, качеству и цене. Начинающие декораторы в стремлении снизить затраты на изготовление штор нередко совершают ошибку, используя для бандо наиболее дешевый тонкий флизелин, по фактуре напоминающий бумагу. И, хотя флизелин используется исключительно для изнанки готового изделия и снаружи его не видно, материал невысокого качества никогда не позволит бандо жестко держать заданную форму, что является обязательным требованием к оформлению ламбрикена. Из этого следует однозначный вывод: если декоратор не хочет, чтобы бандо на его шторах через два-три месяца начало загибаться на концах, на качестве флизелиновой основы лучше не экономить. Кроме того, дешевые сорта флизелина трудно поддаются обработке: при его соединении с тканью бандо на поверхности последней неизбежны заломы и пузыри, которые выглядят мало эстетично и попросту непрофессионально. Наконец, слишком тонкая основа создаст декоратору лишние проблемы, когда придет пора укреплять на бандо различные декоративные детали – велик риск, что под их весом бандо деформируется.

Флизелиновая основа выпускается различной ширины – 60, 90 и 120 см. Начинающему декоратору можно порекомендовать воспользоваться флизелином с готовой портняжной разметкой. Линии возможного кроя (квадраты, волны и т.д.) нанесены на него пунктиром, что существенно облегчает работу дизайнера, избавляя его от необходимости производить точные замеры и составлять выкройку бандо. С опытом, когда глаз «научится» видеть на ткани рисунок будущего бандо, от этой практики можно будет отказаться.

Форма бандо

Бандо – центральный элемент ламбрикена, и его дизайн очень важен для реализации стилистического замысла всей конструкции оконной драпировки. Конфигурация бандо открывает перед декоратором огромные возможности, позволяя осуществить самые смелые творческие идеи. Однако, давая волю своей фантазии, необходимо помнить, что рисунок бандо должен, во-первых, соответствовать стилистике интерьера, а во-вторых, подчиняться некоторым правилам, в свою очередь, диктуемым законами пропорций.

Если декоратор использует прямое бандо с ровным нижним краем, его высота должна составлять примерно 1/7 от высоты окна. Таким образом, при оформлении типовых окон высотой 2,8-3,0 м высота бандо составит около 40-45 см. Для его изготовления можно использовать флизелин шириной 60 см.

Многие стилистические решения подразумевают фигурную форму бандо. Так, при оформлении интерьера в стиле ар-деко интересно будет смотреться бандо с нижним краем, вырезанным ступенчато или в виде квадратов; волнообразный нижний край неплохо впишется в стилистику барокко; классические греко-римские мотивы передаст неширокое плоское бандо с узкой полосой контрастной ткани, повторяющей форму меандра, и так далее.

При изготовлении фигурного бандо расход флизелина соответственно увеличивается. Так, если его боковые стороны больше центральной части на как минимум на 20 см, то лучше использовать флизелин шириной 90 см.

Флизелин шириной 120 см понадобится декоратору, если речь идет об оформлении окон нестандартной формы, например очень высоких, а также в том случае, если композиция шторы требует фигурного бандо с многоступенчатыми подрезами. Высота бандо в центральной, самой узкой части, по-прежнему составляя около 1/7 от высоты окна, увеличится пропорционально высоте окна.

Иногда решение конфигурации бандо может быть подсказано центральным орнаментом (рапортом) ткани, изображающим, скажем, чашу или цветок, и будет повторять его линии.

Для овладения мастерством видения бандо как составной части целостного образа оконной драпировки, очень полезно тренировать собственный аппарат визуальной оценки будущего оформления окна. Эскизы и наброски своих дизайнерских решений удобно располагать на фотоснимках конкретного объекта, сделанных с помощью цифровой камеры, а затем распечатанных на бумаге.

Обработка бархата для бандо

Бандо с лицевой стороной, изготовленной из бархата, выглядит очень привлекательно, и применение этого типа ткани вполне оправдано во всех случаях, когда перед декоратором стоит задача создания роскошного и изысканного текстильного дизайна интерьера. Вместе с тем, бархат относится к числу «капризных» тканей, и малейшее нарушение строгой технологии его обработки способно свести на нет весь богатый потенциал этого прекрасного материала. Даже мелкие дефекты обработки, незаметные на других тканях, на бархате бросаются в глаза, что выглядит неряшливо и приводит к разрушению целостного дизайнерского замысла.

Если ширина готового бандо достаточно велика (3 м и больше), его, как правило, не удается выкроить из единого куска ткани, ширина которой обычно не превышает 150 см. При крое бандо из бархатной ткани шириной меньшей, чем ширина готового бандо, необходимо, во-первых, убедиться, что направление ворса всех фрагментов кроя совпадает. Во-вторых, рекомендуется либо прибегнуть к холодному способу прикрепления флизелиновой основы к бандо, либо использовать для крепления горячим способом специальное приспособление – так называемую ческу, представляющую собой плоскую поверхность, покрытую металлическими щетинками. Бархат укладывают лицевой стороной на щетинки и только после этого обрабатывают горячим утюгом. Ворсинки бархата при этом свободно свисают между щетинками и не деформируются под воздействием пара. Если этого не сделать, то заглаженные ворсинки останутся в таком положении, и в готовом изделии будут производить впечатление чужеродного фрагмента, отличающегося от остальной поверхности ткани не только по фактуре, но и по цвету.

Крепление боковых сторон бандо

Существует три основных способа прикрепления боковых сторон бандо к ткани основы. Наиболее трудоемким, но и самым надежным из них является способ горячего припаривания. Для него используются вспомогательные материалы двух видов – жесткий с щетинообразной и мягкий с петлеобразной структурой. При их соединении происходит жесткая фиксация, не позволяющая бандо деформироваться.

Можно также прикрепить бандо, пристрочив его к основе. Этот способ является более грубым, поскольку строчка шва портит общий вид готового изделия. В крайнем случае им можно воспользоваться, если подложить под место соединения бейку, верхний край которой будет смотреться как декоративный кант.

Наконец, самым простым и дешевым считается способ крепления с помощью текстильного скотча – специального материала, имеющего двухстороннюю клеевую поверхность. Главным его недостатком остается недостаточно высокая надежность, и уже через два-три года эксплуатации бандо может начать расклеиваться. Кроме того, двухсторонний скотч не переносит химической чистки, а это значит, что готовые шторы нельзя будет поддерживать в чистоте. Подобный способ крепления можно порекомендовать для изготовления штор, изначально не предназначенных для долгого срока службы – например для не слишком дорогих дачных занавесок, которые меняются каждые один-два сезона. Точно так же можно скрепить и «одноразовый» занавес для импровизированного театрального представления.

В числе нетривиальных вариантов оформления окна заслуживает упоминания и такой, как крепление бандо к соседним стенам. Для этого используют специальные декоративные палочки, к которым подтягивают боковые стороны бандо. Этот прием позволяет визуально «округлить» комнату, придавая ей эркерную форму. При этом фрагменты поверхности бандо, образуя несколько плоскостей, напоминают грани алмаза, что смотрится чрезвычайно привлекательно.

Существует бесчисленное множество способов и приемов декоративного решения бандо. Например, оно может быть украшено аппликацией или люверсами, может выполняться из двух видов ткани, различающихся по цвету или по фактуре.

Сваги

Свагами называют одну из составных частей ламбрикена, матерчатую конструкцию, имеющую визуально закругленную форму и образующую мягкие ниспадающие складки за счет провисания ткани.

Сваги могут горизонтально делить пространство ламбрикена на равные части, но могут также быть и неодинаковыми по ширине, располагаясь относительно его центра симметрично или даже ассиметрично.

Внешний вид свагов зависит от структуры ткани и приемов кроя. Сваги, скроенные по косой, дают идеальное провисание и ниспадают ровными струящимися складками. Если же кроить сваги по прямой, то они будут образовывать складки наподобие плиссированных, образуя в местах сгиба заломы. Чем мягче ткань, используемая для свагов, тем они эластичнее; жесткая ткань позволяет добиться обратного эффекта. Так, для оформления штор в стиле хай-тек рекомендуется использовать жесткую, возможно металлизированную ткань, скроенную по прямой. Сваги, уложенные под углом в 45о, придадут конструкции оттенок некоторой агрессии, выразительно подчеркивая особенности авангардистского стиля. Для штор, решенных в стилистике «техно», подойдет сетчатая ткань. И наоборот, для оформления оконных драпировок в более традиционных, близких к классическим стилях следует отдать предпочтение мягким тканям, в том числе с добавлением лайкры, и крою по косой – тогда сваги будут струиться, не образуя заломов и создавая нужный образ нежной гладкости. Многое зависит и от плотности используемой ткани. Сваги из тяжелых и плотных тканей добавляют конструкции чопорности, которая может быть вполне уместна, например, при оформлении интерьера в викторианском стиле, тогда как использование полупрозрачных тканей, в скажем, органзы, создаст эффект воздушности, подчеркивающий романтичность обстановки.

Современный дизайн тяготеет к хаотическим формам и размытым линиям. Сваги, уложенные в складки разной величины, способны прекрасно передать ощущение непосредственности, высоко ценимое в стилевых направлениях модерна и постмодерна.

Сваги могут быть сплошными, с сердцевиной, заполненной тканью, либо «дырявыми», напоминающими по форме половинку бублика. Выбор формы свага в каждом конкретном случае зависит от типа ткани и – в более широком смысле – от стилистики дизайнерского замысла.

Очень красивы и оригинальны сваги, имитирующие эффект перекидывания ткани через карниз. В готовом виде конструкция выглядит так, как будто широкая полоса ткани, забранная складками, действительно обернута вокруг карниза, хотя на самом деле на изнаночной стороне карниза никакой ткани нет. Внешняя, декоративная часть свага, зрительно составляющая его половину или треть, прикрепляется методом «липа» к верхней части бандо; аналогично поступают с остальными свагами, следя, чтобы их общая линия создавала иллюзию единого куска ткани. Подобный метод позволяет не только экономить ткань, но и существенно облегчает вес конструкции. К тому же закрепленным «липом» свагам, в отличие от того, если бы ткань действительно была обернута вокруг карниза, не грозят деформации.

Нельзя не упомянуть также о некоторых типах штор, внешне напоминающих сваги, но таковыми не являющихся. Речь идет о французских и австрийских шторах, которые образуют в верхней части мягкие ниспадающие складки, зрительно похожие на сваги. Коренное отличие между теми и другими заключается в том, что сваги – это элемент ламбрикена, получаемый за счет специфического кроя, тогда как шторы типа французских или австрийских представляют собой прежде всего особую конструкционную разновидность портьер, обязанных своей «складчатостью» виду сборки. То же самое относится и к буфам – еще одному самостоятельному типу оформления ламбрикена, который не следует путать со свагами.

Роль свагов в оформлении ламбрикена

Следует отметить, что начинающие декораторы порой проявляют склонность слишком широко использовать сваги, преувеличивая их дизайнерские возможности. Отчасти эта тенденция идет из советских времен, когда нередко вся конструкция ламбрикена ограничивалась свагами – многим памятны однотипные, до бесконечности повторяющие друг друга «парадные» драпировки, в которых из всего богатства вариантов оформления окон использовались исключительно сваги. Положение не спасает даже стремление декоратора несколько разнообразить эту стандартную схему, расположив сваги каскадом, видоизменяя их конфигурацию (один большой центральный сваг и два меньших по бокам) или, например, используя для них ткани разного цветового оттенка. Это, конечно, не значит, что не нужно украшать шторы свагами – это значит лишь, что не следует сводить к ним весь дизайн. В сущности, сваги – это деталь ламбрикена, играющая второстепенную, но далеко не главную роль в оформлении оконных драпировок.
Таким образом, сваги следует использовать в качестве завершающего штриха, своего рода изящного дополнения к шторам, но ни в коем случае не как самодовлеющий элемент, заменяющий собой все остальные детали конструкции и обедняющий ее отделку. Выполненные в стилистической гармонии с прочими частями ламбрикена, они действительно могут стать изысканным и органичным украшением шторы.

Галстуки и джаботы

Галстуки – это вертикальные фрагменты текстильной конструкции, образующие складки разных векторов сложения. Складки галстука могут быть уложены внутрь, располагаться ступенчато или иметь скошенный нижний край. Основное назначение галстуков – служить завершающим элементом конструкции ламбрикена. Для этого их располагают в точках, важных с точки зрения общей линии ламбрикена, чтобы, акцентируя на себе внимание, они позволяли проследить ее сверху вниз.

Длина галстуков меняется в зависимости от места их размещения. Самые длинные их них обычно укрепляют по боковым сторонам, более короткие – в центре ламбрикена, где они служат разделительным элементом между свагами.

Галстуки различаются шириной, а также крутизной угла среза. Своим названием этот элемент ламбрикена обязан мужскому галстуку, форму которого повторяет – обычно галстук расширяется книзу и заканчивается треугольником. Вариантом галстука может быть и так называемая «дудочка», также расширяющаяся книзу.

В принципе галстук относится к объемным элементам декорации, однако возможно и плоскостное решение галстука, при котором ткань не сшивается в виде трубы, а нахлестывается в несколько слоев, образуя складки.

Если галстук разрезать пополам вдоль, получится джабот – еще один элемент декорации ламбрикена. Джаботы, благодаря своей разомкнутой конфигурации, позволяют свести в единую линию все элементы оконного оформления, добившись его полной завершенности.

Возможно сочетание в одном ламбрикене галстуков и джаботов. В этом случае галстук помещают в центре конструкции, а джаботы – по ее боковым сторонам.

Известно, что наиболее красивым с архитектурной точки зрения считается высокое окно – оно дает больше света, делает комнату просторнее и к тому же служит косвенным признаком высокого потолка. Поэтому дизайн штор должен быть направлен именно на то, чтобы подчеркнуть высоту окна, а в случае, если окно недостаточно высокое, скрыть этот недостаток. Ламбрикен, состоящий из бандо (центральный элемент), свагов и джаботов (боковые элементы), на границе ткани и открытого оконного пространства должен очерчивать фигуру, напоминающую овальную верхушку яйца. При этом чем больше ткани окажется по сторонам от «яйца», тем более благородные пропорции приобретет окно, визуально вытягиваясь в высоту. Линия овала (вернее, полуовала) должна быть непрерывной, стартуя в высшей точке (центр бандо) и плавно сходя на нет (нижний конец джабота).

Большое значение имеет и вопрос размещения джаботов. Если требуется зрительно увеличить высоту окна, рекомендуется укреплять джаботы на две трети расстояния от потолка (или на одну треть длины шторы от пола). В этой же точке следует расположить и декоративные прихваты, поддерживающие боковые стороны портьер. Прихватов может быть не один, а два (так называемый «рукав епископа»); второй прихват располагается между первым и поверхностью пола (общая пропорция 1:3 сохраняется и в этом случае). Обратная пропорция приведет к противоположному результату: окно будет выглядеть приземистым.

Подобный расчет позволяет привнести в конструкцию шторы элементы готики, что в некоторых случаях является единственным способом «спасти» окно, не отличающееся правильными пропорциями.

Существует мнение, что использование бандо, закрывающего верхнюю часть окна, в принципе «принижает» высоту потолка. С этим трудно согласиться. Правильно рассчитанное по высоте бандо, дополненное соответствующими свагами и галстуками или джаботами, не только скроет несовершенства оконной конструкции, но и станет подлинным украшением комнаты.

«Пола кардинала»

Способ оформления ламбрикена, известный под этим названием, представляет собой гибрид свага и джабота. «Изюминка» этого приема состоит в том, что сваг и джабот, зрительно выглядящие как сочетание двух фрагментов ткани, на самом деле кроятся из единого ее куска, а затем собираются в стройную конструкцию, идеально удерживающую заданную форму.

Для получения «полы кардинала» необходим отрез ткани шириной не менее 3 м. Если используется ткань меньшей ширины, предварительно необходимо стачать два ее фрагмента, строго подбирая рисунок (рапорт). (Таким образом, при исходной ширине ткани в 1,5 м придется использовать не два, а три ее отреза, учитывая неизбежные потери на подгонку рапорта). Вдоль края ткани по вертикали откладывается высота будущего джабота, а под прямым углом к ее верхней точке – ширина свага, равная утроенной высоте джабота. Отступив на расстояние, равное ширине джабота, из нижней части полотна выкраивают «полу кардинала» в виде «топорика», после чего получившийся широкий фрагмент собирают и закрепляют в точке соединения свага и джабота. Место соединения можно по желанию дополнительно украсить декоративной лентой или бантом, что создаст иллюзию того, что вся конструкция держится именно на этой ленте, хотя на самом деле она жестко зафиксирована уже в силу особенностей кроя.

«Пола кардинала» - довольно трудоемкий способ оформления, требующий большого расхода ткани и высокой квалификации закройщика, однако его преимущества с лихвой искупают эти сложности. Для сравнения укажем, что аналогичный фасон свага с джаботом, выполненных по отдельности, а затем зафиксированных с помощью шнура или ленты, никогда не будет так строго удерживать первоначальную форму – складки придется постоянно укладывать вручную, к тому же они никогда не приобретут таких идеально ровных очертаний, какие придает им «пола кардинала».

Прихваты

Очевидно, что любая хорошая штора на протяжении суток должна выполнять две разные функции: закрывать окно от посторонних любопытных взглядов по вечерам и не препятствовать проникновению света в комнату днем. С этой целью шторы часто делают раздвижными, однако это далеко не единственный способ регулировки инсоляции помещения.

Еще с XVIII века известны приемы подвязывания оконных гардин, благополучно дожившие и до наших дней. В прежние века было даже принято монтировать сбоку от окна специальные скобы, за которые штору можно было просто заложить. И, хотя сегодня эта практика почти не применяется, она по-прежнему имеет право на существование.

Зато подвязывание штор обрело в наши дни большую популярность. В первую очередь это объясняется тем, что подобный прием позволяет добиться выраженного эстетического эффекта – прихваченная красивым шнуром или лентой штора зрительно увеличивается в объеме и приобретает привлекательные для глаза плавные очертания.
С помощью прихватов можно также регулировать длину шторы. При этом декоратору важно помнить: если он проектирует конструкцию на прихватах, в первоначальную длину шторы должен быть заложен дополнительный резерв ткани, иначе получится, что готовое изделие, в свободном виде доходящее до пола (с небольшим запасом), после подвязывания приподнимется и будет выглядеть «кургузо».

С декоративной точки зрения применение прихватов (подвязок) открывает поистине неисчерпаемые возможности формирования конфигурации шторы и ее пропорциональных частей.

Практическое исполнение прихватов простирается от спартански скромных до откровенно роскошных. Главным принципом при выборе конкретных материалов для них служит контраст: богатые драпировки не нуждаются в особенно причудливых прихватах, которые будут отвлекать внимание от красоты ткани, тогда как относительно простая штора, перехваченная оригинальным и красивым шнуром или лентой, «заиграет» и будет смотреться более празднично.

На этой «борьбе противоположностей» можно построить всю концепцию шторы. Легкая по фактуре и нейтральная по расцветке ткань, украшенная выразительным прихватом, например, с кистями или позолотой, получает внутреннее напряжение, своего рода «драматический настрой», разрушающий обыденность восприятия. В то же время тяжелые прихваты вполне могут сочетаться с такими же тяжелыми шторами, только в этом случае они обязательно выделяться по каким-либо другим признакам, например по цветовому решению.

Очень интересный вариант оформления небольшого окна представляет использование одиночной шторы, перехваченной с одной стороны. Асимметрия конструкции придает помещению атмосферу непринужденности и домашнего уюта, особенно если кроме гардин предусмотрен и тюль.

Исторически сложилась тенденция изготовления прихватов для шторы и самой шторы из одного и того же материала, но сегодня подобный подход считается старомодным. Еще одной популярной в прошлом идеей были розетки из той же ткани, которые прикрепляли к месту перехвата. Этот прием можно использовать и сегодня, только важно иметь в виду, что розетка должна быть безупречной формы, напоминая действительно цветущую розу, а не «многообещающий» бутон.

В настоящее время декораторы охотно прибегают к таким материалам, как шнур или плетеная тесьма, порой дополняя их кистями. Впрочем, шнур почти всегда смотрится хорошо, и с кистями, и без кистей, являясь своего рода универсальным декоративным средством.

Для большей прочности в боковой стороне окна прикрепляют специальный держатель, с помощью которого прихват можно надежно зафиксировать. Возможно также обойтись вовсе без держателя: в этом случае штора просто перевязывается шнуром или лентой в нужном месте. Эффектно выглядят легкие драпировки на так называемых «французских окнах» (от пола до потолка), перехваченные широкой лентой; шторы из натуральных тканей иногда могут выиграть, если к ним подобрать демонстративно простой прихват, например из грубой бечевы.

Объединяющим элементом может послужить прихват, выполненный из того же материала, что и орнамент шторы – тесьмы, украшающей бандо, или ленты, используемой для оформления свагов и джаботов, и так далее. Этот прием позволяет создать завершенный образ всей конструкции.

Деление высоты шторы

Существуют приемы, позволяющие самыми простыми средствами полностью изменить конфигурацию и, как результат, общее стилевое восприятие штор. Один из них заключается в различном подходе к делению высоты шторы.

Как правило, применяется три таких способа. Если перехват расположить на расстоянии одной трети от верхней части шторы, получается конфигурация, известная под названием «рюмочка». Зрительно такая конфигурация увеличивает высоту помещения, поэтому ее рекомендуется использовать в комнатах с недостаточно высокими потолками.

Классическим вариантом считается перехват, расположенный точно посередине вертикальной длины шторы. В профессиональной среде такую конфигурацию часто называют «бабушкиными шторами». Они хорошо смотрятся в помещениях, общий дизайн которых выдержан в классическом духе.

Наконец, можно расположить перехват и на расстоянии одной трети высоты от нижнего края шторы. В этом случае конструкция приобретает вид глухих портьер, почти полностью закрывающих пространство окна. Подобная конфигурация носит название «будуарной» и рекомендуется к использованию в помещениях соответствующего назначения. Иногда к этому приему приходится прибегать вынужденно – когда в распоряжении декоратора мало ткани, поскольку он позволяет достичь выигрышного эффекта при минимуме материала.

Буфы

Достаточно редкой, но весьма эффектным способом оформления верхней части шторы являются буфы, которые служат заменой более привычным ламбрикенам. Для изготовления буфов применяется техника зашнуровки ткани.
Ткань сшивается в виде длинной трубы большего или меньшего диаметра, а затем через равные расстояния застрачивается сверху вниз. С помощью шнура «трубу» стягивают, получая ряд сжатых полусфер – это и есть буфы.

Для достижения более яркого эффекта обычно используют несколько таких «труб» разного диаметра, изготовленных из ткани разного цвета. Например, для решения дизайна шторы в романтическом духе, более широкую «трубу», образующую достаточно крупные полусферы, можно сделать из белой ткани, а под ней расположить вторую, более узкую, персикового цвета. На одну полусферу белого цвета при этом будет приходиться две цветные полусферы, что придает всей конструкции завершенность. Если для нижних буф использовать ткань голубого цвета, то получится эффект облаков – такая драпировка будет прекрасно смотреться в детской. Еще более оригинально будет выглядеть штора с буфами, выполненными из металлизированной ткани.

Можно еще больше усложнить конструкцию, предусмотрев не два, а три слоя буф, либо контрастирующих по цвету, либо окрашенных в разные оттенки одного и того же цвета – все зависит от творческого замысла декоратора и тех эстетических целей, которые он перед собой ставит.

Прием использования буф вместо ламбрикена относится к числу смелых оформительских решений. Способствуя созданию образа пышной хаотичности, буфы позволяют найти нетривиальные подходы к проектированию дизайна оконных драпировок и всего помещения в целом, особенно если мотивы, лежащие в основе дизайна буф, повторить в стилистике других элементов текстильной декорации, например на покрывалах или подушках.

Декоративные элементы

Даже самую простую штору можно сделать нарядной с помощью дополнительных элементов, подчеркивающих ее дизайн и акцентирующих внимание на особенностях ее конфигурации.

В качестве таких элементов декораторы широко используют тесьму, ленты, шнур, кисти и другую фурнитуру.
К выбору и монтажу декоративных элементов следует подходить с особенным тщанием, ведь неудачно подобранная тесьма или дисгармонирующие с общим дизайном шторы ленты способны свести на нет все усилия декоратора, разрушив даже удачный первоначальный замысел.

Основной принцип, которым необходимо руководствоваться при оформлении штор декоративными элементами, заключается в том, что они ни в коем случае не должны становиться самоцелью, украшательством ради украшательства. Напротив, они должны служить своего рода завершающим штрихом, выдержанным в единой стилистике со всей шторой и составляющим с ней единое целое. Правильно подобранные и корректно размещенные декоративные элементы, красивые сами по себе, усиливают общее эстетическое впечатление от всей конструкции шторы, приближая ее к произведению искусства.

В качестве материалов, используемых для придания шторам нарядного вида, сегодня широко применяют ленты, кисти, кружево, тесьму, в том числе булоны (тесьму с бахромой в виде маленьких кисточек или шариков), люверсы, петли, кольца. Впрочем, ограничений здесь нет и быть не может: работая над конкретным проектом, декоратор вправе использовать любые подручные материалы – искусственные цветы и колокольчики, пуговицы и стразы, и так далее. В последнее время распространение получили булоны с использованием таких нетрадиционных материалов, как кристаллы Сваровского, стеклярус, кожа и замша, кисти из металлизированных нитей и многие другие.

Иногда декоративные элементы могут подсказать неординарное дизайнерское решение. Например, украсив портьеры из белой ткани деревянными люверсами, размещенными по боковым сторонам, и продернув в них цветную ленту, в верхней части шторы переходящую в бант, можно весьма лаконичными средствами добиться очень яркого эффекта. Если же вместо ленты использовать бечеву или канат, а портьеры дополнительно украсить аппликацией в виде якоря, то штора приобретет «морской» колорит. Его можно усилить, нашив на портьеры декоративные прозрачные карманы из органзы, в которых разместятся красивые морские раковины или звезды.

Пожалуй, самое трудное при их выборе для оформления конкретного окна – суметь соблюсти нужные пропорции. Отбирая образцы для украшения, декоратор должен оценивать их не «вообще», а в приложении к общему дизайну изделия, помня о том, что любой перебор «красивостей» чреват дурным вкусом.

Рынок предлагает огромное изобилие декоративных элементов, изготовленных из хлопка и шелка, бархата и парчи, - разнообразного плетения и всевозможных оттенков. Бисер, бусины, позолота – здесь можно найти буквально что угодно. Признаемся честно: подобное богатство выбора ставит не слишком опытного декоратора перед соблазном «взять все» - просто потому, что это действительно красиво. Но опытные профессионалы знают: сами по себе декоративные элементы ни в коем случае не могут служить панацеей от беспомощного дизайна и ошибок в конструировании оконных занавесей; мало того, они лишь подчеркнут его недостатки, если они есть. Поэтому начинающему декоратору рекомендуется руководствоваться принципом: чем меньше, тем лучше. Грамотно подобранный декор акцентирует внимание на линиях готовой конструкции, выгодно подчеркивает ее силуэт и смотрится не агрессивно, а органично.

 

 

Азбука текстильного декоратора

Оставаясь художником, декоратор в то же самое время должен постоянно помнить, что плоды его творчества предназначаются не для выставки, где их по достоинству оценят «посвященные» — знатоки и ценители, а для конкретного человека, конкретной семьи, конкретного дома.

Заказчики же бывают разные, и далеко не каждый из них отличается легким характером и изысканным вкусом. Дизайнер может быть глубоко убежден, что лучше клиента знает, что красиво и некрасиво, удобно и неудобно (да так оно чаще всего и бывает), но это ничего не меняет — ведь жить-то в данном интерьере не дизайнеру, а именно ему, клиенту.

 

 

Контактная информация

Мастерская текстильных декораций Davinci Design — это авторская студия, предлагающая полный комплекс услуг по декору интерьера, разработке дизайна и пошива элитных штор, одновременно занимающаяся производством текстиля под собственной маркой Styletex и являющаяся дилером лучших мировых производителей интерьерных тканей и аксессуаров Европы и Англии.

Наши телефоны:
(044) 233 36 76, (063) 233 36 76

Ваши отзывы и предложения:
(093) 101 35 89
Валерия Дидык

Наш адрес:
ул. М. Майорова 7  
 

Эл. почта:
DavinciDesign@mail.ru