Глава 3

Чудо инженерной мысли

Технические и конструкционные особенности штор

Для потребителя шторы – это прежде всего предмет декора, однако профессионал-декоратор обязан понимать, что оконные драпировки представляют собой довольно сложное инженерное сооружение, от грамотного построения которого зависит не только прочность и надежность конструкции, но и удобство ее повседневного использования.
Хорошо сконструированные шторы должны легко сдвигаться и раздвигаться и вообще поддаваться всем предусмотренным манипуляциям.

Кроме того, нельзя забывать и о том, что нередко вся конструкция, какой бы легкой и «воздушной» она ни казалась, обладает собственным весом, способным достигать внушительных величин. Если в расчете крепления допущены ошибки, есть риск, что штора просто рухнет. Дополнительный запас прочности должен быть заложен и с учетом всевозможных бытовых коллизий: нельзя исключить, что, например, маленькому ребенку не придет в голову «покачаться» на шторе, пока никто из взрослых не видит, или, скажем, в доме есть кошка или собака, которым затруднительно объяснить, что дергать гардины нельзя.

Декоратору насущно необходимо учитывать все эти аспекты в своей работе. Иначе говоря, разрабатывая стилевое решение конкретного заказа, он должен выступать и в роли инженера.

Предварительный этап

Начинать работу по оформлению окон следует с осуществления технических и цифровых замеров соответствующих частей помещения. Чрезвычайно удобный способ – произвести их фотосъемку на цифровую камеру. При этом важно помнить: объектом внимания должны стать не только непосредственно оконные проемы, но и все прилегающее к ним пространство: стена, потолок, ближайшие углы соседних стен.


Забегая немного вперед, укажем, что впоследствии при помощи полученных фотоснимков, которые легко распечатать на обычной бумаге и в любом количестве, очень удобно создавать эскизы будущих штор. И декоратор, и, самое главное, заказчик сможет увидеть варианты оформления окон не в абстрактном виде, а в контексте конкретного помещения.

При замере необходимых параметров необходимо обязательно учитывать ширину подоконников и батарей (если они расположены под окнами). Игнорирование этих факторов может привести к искажению конфигурации готовых гардин (появлению «излома» линии шторы в тех местах, где она будет встречать препятствие в виде выступа подоконника или батареи). Промерять следует не только сам оконный проем, но все расстояние стены, в которой он расположен – от угла до угла. В отдельных случаях полезно также произвести замеры ширины рамы и отдельных оконных секций – это может пригодиться при конструировании некоторых фасонов штор.

Еще один важный момент заключается в получении точной информации о материалах, из которых сделаны стены и потолок, поскольку от этого часто зависит форма карнизов. 

 

Карнизы

Виды карнизов

В конструкции штор используются карнизы, изготовленные не только из разных материалов, но и разные по структуре. Иначе говоря, они могут быть металлическими (как правило, алюминиевыми), так и деревянными; как полыми, так и цельнолитыми (в этом случае карниз напоминает прут). Полые карнизы легче и дешевле, зато литые металлические карнизы способны выдерживать большую нагрузку по весу готовой конструкции – при условии, что к ним предусмотрены достаточно прочные и надежные держатели.

Закругленный карниз

При выборе формы карниза необходимо также иметь в виду общий дизайн интерьера комнаты. Так, если ее помещение достаточно велико, так что на долю окна приходится лишь часть стены, притом не слишком большая, иными словами, если пространственные характеристики помещения таковы, что вид на штору открывается не только «анфас», но и сбоку, при использовании обычного прямого карниза будет видна щель между окном и шторой, которая выглядит не слишком эстетично. Решить эту проблему можно с помощью специально изогнутого карниза в виде сильно вытянутой буквы «С», концы которой крепятся к стене. Для этой цели лучше всего походят алюминиевые карнизы, легко поддающиеся изгибу. Плавно огибая карниз, штора доходит до самой стены, надежно скрывая всю непривлекательную «изнанку» конструкции. Этот вариант желательно применять в помещении, где от окна, то есть от границы вертикально свисающей шторы, до угла ближайшей стены расстояние превышает 2 м (при меньших расстояниях вероятность, что щель будет бросаться в глаза, мала настолько, что ею можно пренебречь).

 

Шторы

Механические вертикальные шторы

В текстильной декорации с успехом используются шторы особой разновидности, снабженные специальным механизмом сборки – профильным, роторным или электрическим. Главная характерная черта таких штор заключается в том, что вектор их открывания и закрывания располагается не по горизонтали – слева направо или справа налево, а по вертикали, то есть сверху вниз и снизу вверх.


К этому типу относят римские, австрийские и французские шторы, которые различаются между собой разными приемами кроя и способами крепления. Все три эти разновидности штор могут быть изготовлены как из плотной портьерной ткани, так и из прозрачного или полупрозрачного тюля и, следовательно, могут выполнять разные функции, используясь как в качестве самостоятельных занавесей, так и в качестве дополнения к ним.

Условно к группе механических штор можно также отнести рулонные шторы, шторы типа «летучая мышь» и «кафе», а также японские панели, хотя последние отличаются рядом специфических особенностей.

Механические шторы обладают богатым стилистическим потенциалом и в зависимости от выбранного материала позволяют решать самый широкий круг дизайнерских задач.

Римские шторы

Римской мы называем механическую вертикальную штору, состоящую из равных по ширине и высоте сегментов, расположенных в единой плоскости. Механизм сборки римской шторы устроен таким образом, что при его движении образуется система равных протяжек, которые визуально выглядят как плоские равномерные складки, постепенно собирающиеся снизу вверх.


Римские шторы – достаточно универсальная разновидность шторной конструкции, способная найти себе применение в оформлении интерьера практически любой стилистической направленности. Однако наиболее удачные результаты приносит их использование в интерьерах, создаваемых по восточным мотивам, а также в интерьерах, решенных в стиле модерна, в том числе в стилистике ар-нуво или ар-деко.

Это не исключает возможности использовать римские шторы и при оформлении оконных драпировок в традиционных стилях. Так, в стилистике ампира римские шторы могут с успехом выполнять функцию тюлевых занавесей.

Конструкция римской шторы открывает богатые возможности для использования декоративной отделки. Весьма эффектно смотрятся на ней декоративные аппликации, всевозможные банты, пуговицы, цветы и другие рельефные элементы. Оригинальным решением может стать использование в качестве материала для римской шторы ткани с изображением постера (скажем, флага, герба или логотипа компании), который наносится на нее с помощью вышивки или аппликации. В закрытом (натянутом) виде такая штора приобретает вид плоского натянутого полотнища ткани, на котором детально виден нанесенный рисунок.

При проектировании римской шторы необходимо также иметь в виду, что ее дизайн должен иметь точную привязку к конкретному помещению, повторяя в своем оформлении его основные стилистические мотивы.

Австрийские шторы

Относясь к тому же типу вертикальных механических штор, что и римские, австрийские шторы отличаются от первых трапециевидным кроем и иным коэффициентом сборки.

Если трапецию, лежащую в основе кроя австрийской шторы, мысленно поделить на три горизонтальные части, то две верхние будут напоминать римскую штору и оставаться плоскими. В пышные и мягкие складки австрийская штора, в отличие от римской, собирается в своей нижней трети.


Австрийская штора, как и римская, в зависимости от стилистики интерьера, может выполнять различные функции. Так, в интерьерах барокко или рококо она с успехом служит самостоятельным ламбрикеном, к которому добавляются портьеры и обычный тюль. Вообще любой классический стиль допускает использование австрийской шторы в качестве центрального элемента конструкции. Единственное обязательное требование в этом случае сводится к необходимости ее изготовления из достаточно плотной ткани.

В то же время австрийская штора может использоваться в качестве тюля или портьеры-подшторника, защищая помещение от проникновения света.

Австрийская штора может выглядеть очень нарядно благодаря декоративной отделке. В верхней, прямой части эффектно будут смотреться встречные складки, образованные из ткани другого цвета – контрастного или оттеняющего основной тон шторы. В качестве декоративных здесь уместны ленты, пуговицы и другие элементы, выдержанные в общей стилистике дизайна оконной драпировки.

Нижняя, присборенная часть австрийской шторы, по виду напоминающая ламбрикен, может заканчиваться рюшем высотой от 5 до 12 см, выполненным из ткани в два сложения, что добавит конструкции пышности, создавая впечатление помпезной роскоши. В качестве отделки рекомендуется использовать жемчуг, перья или тесьму с булонами. Завершенность шторе придаст также пришитая снизу атласная лента из ткани другого цвета.

Как и во всех других случаях, декоративная отделка австрийской шторы должна соответствовать общему дизайну интерьера и подчеркивать его стилистические особенности. Так, при решении интерьера в стиле ар-деко или хай-тек целесообразно использовать металлизированную ткань типа органзы, а в качестве декоративных элементов – монеты или серебряные веточки.

Еще более оригинально будет смотреться австрийская штора, выполненная из ткани двух видов – непрозрачной и прозрачной (или полупрозрачной). Например, основная часть шторы шьется из непрозрачной ткани, но ее плоскость «разбивает» полоска из прозрачной ткани. Если австрийская штора используется в качестве подшторника, то ее тоже лучше выполнить из прозрачной ткани – ламбрикен и портьеры в этом случае желательно выбрать однотонные. Так же органично впишется австрийская штора с вставной полоской в стилистику викторианского направления: полоска может быть либо однотонной, гармонирующей по цвету с основной тканью, либо выполненная из ткани с цветочным орнаментом.

Французские шторы

Из всех видов механических вертикальных штор французские представляют собой самую сложную, самую трудоемкую и самую затратную конструкцию. Их отличительная особенность заключается в том, что сборка ткани осуществляется как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении, что в результате позволяет получить систему красивых равномерных провисаний.


Для изготовления французской шторы требуется очень большое количество ткани. При расчете ширины шторы по карнизу необходимо предусмотреть метраж ткани, составляющий как минимум 1,5-2 ширины готового изделия; при расчете ее высоты этот коэффициент должен быть еще больше и составлять 2-3 высоты шторы в готовом виде.
Обычно французская штора используется в качестве тюля, реже – в качестве подшторника или портьер. Поэтому для нее больше всего подходят мягкие матовые ткани.

Пика своей популярности в нашей стране французские шторы достигли в советские времена, когда ими оформлялись почти все без исключения официальные и парадные помещения. Отсюда логично вытекает, что декоратор, перед которым стоит задача воссоздания помпезной стилистики так называемого сталинского ампира, вполне может прибегнуть к использованию французской шторы. Уместна она и в решениях интерьера в стилистике барокко и других традиционных стилях.

В качестве ее украшения можно использовать рюш, нашитый по нижнему краю, либо тесьму лапшевидной или бахромчатой формы. Дополнительными элементами отделки могут послужить булоны, укрепленные в местах скрепления сборок ткани.

Рулонные шторы

К числу относительно мало распространенных видов оформления оконных драпировок относятся рулонные шторы – весьма выразительная в эстетическом плане, но не слишком удобная в практическом использовании конструкция. Рулонная штора представляет собой прямоугольное полотно обычно плотной ткани с контрастирующей подкладкой. Ограничений для выбора подкладочной ткани практически не существует: это может быть ткань любого цветового оттенка и любого рисунка, от горошка до цветочных мотивов и геометрических узоров любой конфигурации.


Рулонная штора подвязывается с помощью двух лент, расположенных на равном расстоянии от ее боковых сторон. Недостаток этого типа конструкции заключается в том, что работу по завязыванию и, соответственно, развязыванию рулонной шторы приходится каждый раз производить вручную, нужным образом укладывая ее складки и регулируя длину полученных бантов. Именно по этой причине рулонные шторы, несмотря на свою внешнюю привлекательность, не получили широкого распространения.

Верхний край рулонной шторы может быть закреплен одним из следующих способов:

  • на «липе»;
  • на кулиске;
  • на петлях;
  • на пуговицах;
  • на крюках.

В первом случае предполагается использование алюминиевого карниза; во всех остальных – карнизной штанги.
Тем не менее, существует возможность выполнить фиксированную конструкцию рулонной шторы, не нуждающуюся в постоянной ручной укладке. Для этого ее высоту ограничивают примерно 1/5 частью общей высоты шторы, заставляя выполнять функцию ламбрикена. Завершением конструкции станут декоративные портьеры, изготовленные из ткани-компаньона.

«Летучая мышь»

Этот оригинальный фасон штор используется для оформления оконных драпировок столовых и кухонь, а также в домах с интерьерами подчеркнуто «деревенского» стиля – типа швейцарских или австро-венгерских шале, охотничьих домиков, бань, деревянных изб и т.п.


«Летучая мышь» представляет собой полотно ткани, особым образом собранной в два ряда вертикальных сборок. В отличие от рулонной шторы крой «летучей мыши» осуществляется не в виде прямоугольника, а виде трапеции, что в готовом изделии дает красивое провисание складок ткани в средней части шторы и по бокам.

Для изготовления «летучей мыши» на поверхность трапециевидного кроя, в верхнем (меньшем) основании равном ширине карниза, настрачивают два канала, в которые затем пропускают декоративные завязки. С их помощью и осуществляется сборка готовой шторы в поперечные (в центре) и косые (по бокам) складки. Коэффициент расширения трапеции к нижнему основанию составляет не меньше 1,5.

За счет сборок штора принимает вид свага в центре конструкции и вид полусвагов по бокам. Верхний край «летучей мыши» крепится аналогично креплению рулонной шторы (см. выше). Низ шторы присбаривают, а саму штору украшают декоративными элементами. Первым из них служит тесьма, используемая для завязок – ее желательно завязать красивым бантом или узелком. На концы тесьмы можно прикрепить стилизованные ягодки, деревянные украшения или помпоны. Возможен также вариант «летучей мыши», при котором тесьма-завязка скрыта от глаза.
Нижний край шторы «летучая мышь» можно по желанию обшить вологодским или венецианским кружевом, либо отделать атласной лентой или традиционной тесьмой.

В качестве материала лучше всего использовать натуральные ткани – лен, шелк, хлопок – однотонные или с орнаментальным принтом. При всем своем тяготении к «деревенскому» стилю, «летучая мышь» может выглядеть очень импозантно и даже роскошно. Подобного эффекта можно достичь, например, использовав для шторы ткань из сюжетного принтованного котона, а для ее отделки – шелк-сырец. Ощущение шика придаст шторе и кружево молочного цвета, используемое в качестве декоративной отделки.

«Кафе»

К типу «кафе» относят обычно небольшие по размеру шторы (скорее даже «шторочки»), отличающиеся от всех остальных особым способом внутриоконного крепления. Штора «кафе» - вспомогательный элемент оконной драпировки, способный служить удачным дополнением к другим видам занавесей.


Традиционно считается, что штора «кафе» ведет свое происхождение из Франции, однако сегодня она широко используется при дизайне помещений в самых разных странах мира. Особенно высока ее популярность в Европе – помимо Франции, шторами «кафе» декорируют окна в Испании, Италии, Австрии, Швейцарии и ряде других стран.
Штора «кафе», как правило, закрывает от 1/3 до половины окна в его нижней части. Крепится она на небольшие карнизные штанги диаметром около 10 мм, которые устанавливают на специальные держатели, прикрепленные непосредственно к оконной раме (это делается для того, чтобы крепление шторы не препятствовало открыванию и закрыванию самой рамы). Ткань нанизывается на штангу методом кулиски (аналогично конструкции «летучей мыши»).

К преимуществам шторы «кафе» следует отнести в первую очередь то, что она позволяет оставить открытым подоконник, который может быть использован в декоративных целях (для размещения цветочных горшков или декоративных фигурок).

Несмотря на свои скромные размеры и лаконизм формы, штора «кафе» может стать настоящим украшением интерьера. Так, выполненная из прозрачного льна и отделанная понизу шелком или кружевными воланами, она будет выглядеть изящно и элегантно. Еще более изысканный вид приобретает штора с вертикальным разрезом, идущим по центру и соединенным полосой прозрачного кружева. Верхний ее край в этом случае желательно отделать шелковой лентой и из того же шелка выполнить петли для крепления на штангу.

В качестве цветового решения можно предложить следующий вариант: основная ткань – лен нейтрального оттенка (молочного цвета или цвета слоновой кости), кружево в тон льну и шелк для отделки нежно-голубого, бледно-салатового, лососевого или кипельно-белого цвета. Такая штора «кафе» создаст в помещении атмосферу романтичности.

Штора «кафе» хорошо сочетается с короткой шторой типа «летучая мышь»: первая закрывает нижнюю, вторая – верхнюю часть окна, выполняя функцию ламбрикена. Например, очень эффектно будет смотреться такая комбинация: «летучая мышь» (ламбрикен) из плотного льна ржаного оттенка, отделанная тесьмой в тон, расшитой растительными мотивами – ягодами или листьями, и украшенная кружевом молочного цвета плюс штора «кафе», повторяющая те же элементы отделки, но выполненная из прозрачного льна в тон кружеву. Завершающим штрихом станут петли из шелковой тесьмы с однотонной вышивкой.

Чтобы штора «кафе» заиграла в контексте интерьера, мотивы ее отделки обязательно должны найти продолжение в дизайне текстильной декорации мебели, например перекликаться с тональностью декоративной скатерти или вышитых накидок, закрывающих сиденье стульев (добавим к слову, что подобным образом можно совершенно преобразить старый надоевший столовый гарнитур, превратив его в новый и стильный). Для завершения картины на столе можно расположить однотонные льняные салфетки с отделкой, перекликающейся с отделкой шторы.

Возможно также использование шторы «кафе» двойного крепления, то есть такой, у которой фиксируется не только верхняя, но и нижняя часть. Ткань при этом натягивается с тем или иным коэффициентом сборки. Подобный метод крепления «кафе» удачно используется при оформлении окон ресторанов, дизайн которых решен в неоклассическом или модернистском стиле.

Наконец, штора «кафе» может быть спроектирована и на всю высоту оконной рамы. Хорошим выбором в этом случае станет металлизированная ткань типа органзы.

Японские панели

Идея использовать в качестве оконных драпировок панели заимствована с Востока. Своим прообразом они имеют традиционную японскую ширму, однако, в отличие от ширмы, оконная японская панель не складывается, а сдвигается. Она с успехом вписывается в интерьеры, оформленные в таких стилях, как хай-тек, ар-деко и вообще все стили авангардистского направления.

Движение панелей может быть направлено в любую сторону: справа налево, слева направо или к центру – конкретное решение зависит от того, какую эстетическую задачу ставит перед собой декоратор.
Для японских панелей используют полупрозрачные разноцветные ткани. Чередование плотных панелей со сменными изображениями позволяет добиться интересного визуального эффекта. Японские панели крепятся на карнизы или в виде полотна на раму.


В силу оригинальности своей конструкции японские панели практически не нуждаются в дополнительном декоре – украшением им служит сама ткань, к выбору которой следует подходить с особой требовательностью. Прекрасным вариантом станет ткань, расписанная вручную в технике батика, или ткань промышленного производства, но аналогичного назначения и внешнего вида.

Лучше всего для изготовления японских панелей использовать шелк и другие натуральные ткани. Оригинально может смотреться в качестве материала и органза – все зависит от стилистики дизайна помещения.

В любом случае оформление японской панели требует непременной стилевой поддержки со стороны интерьера комнаты. Это могут быть как элементы ее декора, например вазы с драконами, батик в рамках, украшающий стены, или спадающее с потолка полотно ткани, так и непосредственно мебель, выдержанная в восточном стиле.

 

Азбука текстильного декоратора

Оставаясь художником, декоратор в то же самое время должен постоянно помнить, что плоды его творчества предназначаются не для выставки, где их по достоинству оценят «посвященные» — знатоки и ценители, а для конкретного человека, конкретной семьи, конкретного дома.

Заказчики же бывают разные, и далеко не каждый из них отличается легким характером и изысканным вкусом. Дизайнер может быть глубоко убежден, что лучше клиента знает, что красиво и некрасиво, удобно и неудобно (да так оно чаще всего и бывает), но это ничего не меняет — ведь жить-то в данном интерьере не дизайнеру, а именно ему, клиенту.

 

 

Контактная информация

Мастерская текстильных декораций Davinci Design — это авторская студия, предлагающая полный комплекс услуг по декору интерьера, разработке дизайна и пошива элитных штор, одновременно занимающаяся производством текстиля под собственной маркой Styletex и являющаяся дилером лучших мировых производителей интерьерных тканей и аксессуаров Европы и Англии.
 

Наши телефоны:
(044) 233 36 76, (063) 233 36 76

Ваши отзывы и предложения:
(093) 101 35 89
Валерия Дидык

Наш адрес:
ул. М. Майорова 7  
 

Эл. почта:
DavinciDesign@mail.ru