Глава 5

Красота и гармония

Текстильная декорация комнат разного назначения в жилом помещении

Приступая к проектированию текстильной декорации той или иной комнаты, декоратору следует помнить о том, что дизайн штор и других драпировок ни в коем случае не должен вступать в противоречие с архитектурным стилем помещения – квартиры или дома. Чем более выраженными стилевыми чертами обладает архитектура помещения, тем строже необходимо подходить к стилевому решению драпировок.

Кроме того, текстильная декорация интерьера должна по возможности отражать личность хозяина (хозяйки) той или иной конкретной комнаты, его эстетические пристрастия и вкусы, способствуя созданию комфортной для него (или для нее) среды обитания.

Вместе с тем, оконные занавеси и сами по себе имеют огромное значение, в том числе и благодаря мощному эстетическому потенциалу, который в них заложен и может быть реализован. Если же добавить к этому комплексное впечатление, производимое шторами в сочетании с коврами или напольными покрытиями и покрывалами или обивкой мягкой мебели, станет понятно, что роль текстиля в декоре интерьера трудно преувеличить.

В жилом помещении каждая комната выполняет свою функцию. В зависимости от этого меняется и дизайнерское решение оконных драпировок, как в выборе ткани той или иной фактуры или оттенка, так и в выборе фасонов штор. Например, бархат, легко укладывающийся в красивые складки, не только прекрасно защищает помещение от солнечных лучей, но и придает ему особую мягкость и уют. И наоборот, строгие геометрические очертания венецианской шторы подчеркивают деловой характер помещения. Очевидно поэтому, что подходить к оформлению спальни или, например, кабинета следует с разных позиций, уже в силу того, что каждое из этих помещений имеет собственное назначение.

Гостиная

Прежде чем приступать к выбору стиля оформления гостиной, необходимо найти ответы на следующие вопросы: как часто эта комната будет использоваться, в каком качестве и в какое время суток.

Так, если предполагается, что гостиная будет преимущественно служить местом сбора членов семьи, то целесообразно отдать предпочтение не слишком торжественному, а напротив, скорее непринужденному стилю, способствующему созданию атмосферы уюта и домашнего тепла. Нередко основное предназначение гостиной сводится к тому, чтобы дать возможность семье проводить здесь вечерние часы, главным образом, посвящая их различным видам отдыха. В этом случае, оформление оконных драпировок должно быть выдержано в легком, «расслабляющем» духе – тяжелые богатые шторы из дамаста или парчи будут смотреться здесь неуместно, особенно если и общий дизайн помещения решен в достаточно утилитарном стиле. В выборе тканей предпочтение лучше отдать льну или хлопку, тем более, что льняные и хлопковые ткани гораздо более неприхотливы и легче поддаются уходу и чистке. Это соображение приобретает особо важное значение в доме или квартире, где гостиная является одним из наиболее интенсивно используемых помещений.


Драпировки для гостиной должны отвечать еще одному важному требованию: летом пропускать максимальное количество света, а зимой создавать впечатление тепла. Универсальным решением могут стать шторы из однотонной ткани – либо с рельефным тиснением, либо с интересным переплетением нитей, а также из ткани в широкую полоску или с рисунком в виде асимметричных цветочных узоров. Будучи достаточно простыми, они, тем не менее, способны выглядеть вполне нарядно.

В прежние времена каждая уважающая себя семья непременно имела два комплекта драпировок для гостиной – зимние и летние. С наступлением теплых солнечных дней более тяжелые зимние шторы снимали и вешали на их место легкие летние, например изготовленные из ситца, часто с цветочным рисунком. Сегодня эта практика применяется все реже, однако рациональное зерно, оставленное нам в наследство традицией, по-прежнему можно использовать, проявив некоторую изобретательность.

Так, удачным вариантом для гостиной могут стать шторы, легко поддающиеся трансформации в зависимости от погоды и времени года. Так, если внутренние шторы из полупрозрачной ткани типа муслина будут играть роль «летних», то зимой к ним останется лишь добавить дополнительные внешние шторы в виде двух полотнищ из плотной ткани.

Также в прошлом в некоторых странах для оформления окон охотно использовали жалюзи, которые, например, были неотъемлемой частью так называемой викторианской гостиной. Сегодня они несколько утратили свою популярность, однако их применение может быть оправданным, если гостиная отличается небольшими размерами. Главное – помнить, что жалюзи придают комнате строгий, даже немного чопорный вид.

Поэтому, если хозяин квартиры или дома предпочитает, чтобы в его маленькой гостиной царила более уютная и неформальная атмосфера, целесообразно использовать римские шторы, углы и прямые линии которых, оттененные горизонтальными складками, великолепно смотрятся на одиночных окнах. Акцент на линии окна и штор можно усилить, добавив вертикальный бордюр.


Совсем иначе следует подходить к решению дизайна окон в такой гостиной, которая будет часто использоваться по своему прямому назначению, то есть в первую очередь служить местом приема гостей. В этом случае оформление драпировок должно быть стильным, уверенным, даже величественным – здесь декоратору позволяется отринуть всякие соображения экономии и минимализма, дав полную волю своей фантазии.

Экстравагантные драпировки, достигшие пика популярности в XVIII – начале XIX веков, и в современном доме будут выглядеть превосходно, разумеется, при условии, что декоратор откажется от прямых заимствований, но творчески переосмыслит заложенные в них эстетические принципы и сумеет осуществить тонкую, выдержанную в современном духе стилизацию.

Итак, парадная гостиная должна в полный голос «заявлять о себе». Способов добиться этого существует множество, начиная с самого простого – выделения оконного проема с помощью драпировок насыщенного, контрастирующего с фоном остальной комнаты цвета. Существуют и некоторые формальные приемы, считающиеся обязательными для оформления окон гостиной. Так, в большинстве случаев гардины должны быть длинными, свободно ниспадающими до пола, образуя внизу несколько тяжелых складок. Исключением из этого правила будет только тот случай, когда комната отличается уж слишком непропорциональной конфигурацией или крайне низкими потолками – тогда декоратору придется в первую очередь озаботиться тем, чтобы свести к минимуму конструктивные недостатки помещения.


Важно также помнить, что парадное оформление оконных проемов в гостиной обязательно должно гармонировать с общим интерьером помещения, в том числе с мебелью – достаточно солидной и импозантной. Излишне уточнять, что плетеным креслам и «деревенским» покрывалам в гостиной не место.

Подбирая ткань для драпировок, следует особое внимание обращать не только на расцветку, но и на текстуру. В гостиной хорошо смотрятся тяжелые, богатые ткани – дамаст, парча, бархат, плотный лен. Если по каким-либо причинам приходится использовать ситец, его необходимо простегать вдоль и поперек для придания ткани нужного веса.

Столовая

Столовая – комната, предназначенная исключительно для приема пищи, - имеется далеко не в каждой квартире или даже доме. Часто эту функцию берет на себя другая комната – гостиная или кухня, совмещая ее со своими собственными.

Тем не менее, если в доме есть отдельная столовая, к ее оформлению следует подходить со всей серьезностью, ведь обеденный стол – это место, где за общей трапезой регулярно собирается вся семья, где решаются многие домашние проблемы и выясняются взаимоотношения. Да и сама еда – дело достаточно серьезное.

Если столовая используется по своему прямому назначению и днем и вечером, дизайн ее окон вполне может быть ярким, даже драматичным – если только под нее не отведена комната с низкими потолками и маленькими окнами. Очень хорошее впечатление произведет какой-нибудь неожиданный ход в оформлении гардин, например их интересное цветовое решение или использование той или иной оригинальной детали. При этом желательно помнить, что оригинальность решения не равнозначна суетливости – бессмысленное нагромождение элементов конструкции сведет на нет свежесть восприятия и вместо стильности создаст ощущение беспорядка.

Еще большую смелость декоратор может себе позволить, если столовая используется только по вечерам. В этом случае чем ярче и эффектнее оформление окон, тем лучше. Очень хорошо будут смотреться фиксированные драпировки из двух полотнищ, по длине превышающих высоту потолка и образующих на полу несколько складок. Закрепленные «намертво» при помощи декоративных элементов, такие шторы никогда не задергиваются и представляют собой законченное произведение дизайнерского искусства. По желанию они могут быть объединены под единым бандо либо просто сходиться наверху в одной точке под карнизом. Если комната все же используется днем в том или ином качестве, к основным шторам можно добавить легкие раздвижные драпировки или жалюзи.

Выбор типа ткани и ее расцветки напрямую зависит от того, будет ли столовая использоваться только в темное время суток или также и в течение дня. Следует помнить, что ткани светлых, неярких оттенков по вечерам при искусственном освещении смотрятся как блеклые – поэтому от них лучше отказаться. Не слишком удачным выбором станут также ткани, обладающие способностью «отталкивать» свет. Зато, например, бархат глубоких оттенков с достаточно длинным ворсом создаст в комнате атмосферу роскоши. В общем и целом можно сказать, что бледные хлопковые и льняные ткани смотрятся в столовой далеко не так выигрышно, как более плотные материалы насыщенного цвета или с ярким рисунком, а мягкие полупрозрачные ткани бесспорно проигрывают более четким и «весомым». Теплые тона предпочтительнее холодных. Особую осторожность следует проявлять по отношению к тканям с цветочным рисунком: не исключено, что изготовленные из них шторы будут «спорить» с композицией накрытого стола, создавая в комнате неприятное ощущение диссонанса.


Сложность в оформлении окон в столовой заключается в том, что здесь рекомендуется избегать как чересчур агрессивного, так и слишком ненавязчивого дизайна – он должен быть достаточно ярким, но не переходящим в аляповатость. Возможно, идеальным вариантом станет ткань однотонной расцветки или с геометрическими узорами, которую по желанию можно «улучшить», расставив некоторые акценты с помощью декоративных элементов: бахромы, контрастирующих по цвету бордюров, шнуров, кистей и т.п.

Отдельного упоминания заслуживает дизайн окон столовой, совмещенной с другим помещением. Чаще всего встречается комбинация «столовая плюс кухня». В этом случае в силе остаются все рекомендации, предложенные для столовой, используемой не только по вечерам, но и днем. Шторы следует проектировать с таким расчетом, чтобы в дневное время они пропускали как можно больше света, а по вечерам создавали ощущение уюта. В качестве «дневных» можно использовать занавеси из полупрозрачных тканей, в качестве «вечерних» - плотные задергивающиеся шторы из ткани теплых цветовых оттенков. Интересный эффект можно получить, используя одну и ту же ткань в разной обработке и с разным декоративным оформлением и для плотных наружных штор (оформление столовой), и для внутренних дневных штор (оформление кухни).

Кухня

Мода на стерильную, сияющую белизной кухню, больше похожую на операционную, благополучно отошла в прошлое. В современном доме кухня воспринимается как полноценная часть жилого пространства, тем более, что во многих домах она одновременно служит и столовой, а порой даже и гостиной. Отсюда вытекают и повышенные требования к оформлению кухонных штор, которые должны не просто прикрывать окно, но и способствовать созданию в этом помещении уютной обстановки.

Вместе с тем нельзя забывать, что кухня в первую очередь предназначена для приготовления пищи, поэтому основополагающим ее свойством остается гигиеничность, которая, разумеется, распространяется и на оконные занавеси. Проектируя шторы для кухни, декоратор должен помнить, что они намного чаще, чем другие драпировки, будут подвергаться чистке или стирке, и непременно учитывать это обстоятельство при выборе ткани. Нельзя не подчеркнуть и еще одно требование, касающееся безопасности. Кухня – такое место, где сосредоточено обилие электрических бытовых приборов, не говоря уже о домах и квартирах, оборудованных газовыми плитами с открытым огнем. Поэтому тонкие «летящие» занавески, как бы симпатично они ни смотрелись, для кухни – абсолютное табу, прежде всего из соображений противопожарной безопасности.

В принципе дизайн кухонных штор не должен быть вычурным и тяжеловесным. Слишком сложным драпировкам лучше предпочесть достаточно простую и стройную конструкцию, решенную в духе деловитой сдержанности. Нотку тепла и непринужденности ей можно придать с помощью нескольких выразительных декоративных деталей либо за счет успешного сочетания двух видов ткани. Даже самая простая одинарная штора «заиграет», если в качестве крепления к штанге использовать декоративные кольца или, как вариант, «бантики» из декоративного шнура.


Оригинальное решение – соединить два вида ткани, одинаковой по фактуре, но различающейся по расцветке, причем линия соединения может проходить как по вертикали, так и по горизонтали, например, образуя разделительную линию на уровне подоконника. Кухонные шторы не обязательно должны свисать до пола; в некоторых случаях разумнее остановиться как раз на высоте окна. Небольшая и сдержанная по фасону штора открывает перед декоратором массу возможностей для украшения с помощью кружева, оборок и прочих декоративных элементов, на которых допустимо сделать акцент.

В любом случае предпочтения заслуживают не слишком тяжелые ткани – хлопковые или льняные, без сложной текстуры, однотонные или набивные – в зависимости от внешнего вида и стиля кухонной мебели.

В небольшой по размерам кухне (или в кухне с маленьким окном) близким к идеальному вариантом станет использование шторы «кафе», которая крепится не к карнизу или штанге, а непосредственно к оконной раме и изготовляется из полупрозрачных тканей типа муслина, тюля, газа или вуали. Такие занавески пропускают в комнату достаточно света, но в то же время производят впечатление уединенности и выглядят аккуратно и очень привлекательно.

Если кухня используется исключительно для приготовления пищи, целесообразно сделать выбор в пользу венецианских жалюзи, которые изготовляются из дерева, металла или пластика. Выглядят они достаточно строго и не слишком выразительно, зато чрезвычайно гигиеничны и легко поддаются уходу.

Спальня

Хотя в большинстве квартир спальня – не просто комната, в которой спят (многие предпочитают именно здесь смотреть телевизор, читать или работать), все-таки в первую очередь она остается местом для отдыха, своего рода квинтэссенцией личного пространства, то есть самым «закрытым» помещением дома. Этот интимный характер спальни и диктует правила и основы ее дизайна, в том числе оформления окон.


В отличие от столовой и тем более гостиной, служащей «витриной» дома, спальня – это комната «для своих», поэтому парадная торжественность, похвальная в первых двух случаях, здесь будет совершенно неуместна. Напротив, весь дизайн должен подчеркивать уединенность и уют, создавать ощущение комфортной изоляции.

Особые требования при оформлении окон спальни предъявляются к тканям для штор, которые должны выполнять свою главную функцию – не пропускать в комнату свет. Если по каким-либо причинам для штор используется достаточно легкая ткань, ее желательно немного «утяжелить», например простегав вдоль и поперек.

Исторически сложилась традиция использовать для оформления спальни ситцы, что неудивительно: здесь они действительно могут смотреться весьма привлекательно. Так, английские ситцы, известные с XVIII века, входили в моду неоднократно: выдающийся американский дизайнер Элси де Вульф широко использовала их для оформления интерьеров и в начале ХХ века. Скромное обаяние ситцев не устарело и сегодня, и именно в спальне они имеют все шансы обрести новую жизнь, разумеется, в умелых руках декоратора, который сумеет вписать их в современный интерьер и заставит заиграть новыми красками.

Великолепным материалом для драпировок спальни станет французское полотно toile de Jouy – светло-кремовая, почти белая ткань с нанесенными на нее мини-картинками в виде милых пасторальных сценок. Сложность рисунка компенсируется лаконичностью цветовой гаммы, обычно состоящей из различных оттенков синего или красного, хотя встречаются также зеленый, коричневый или баклажанно-фиолетовый. Фасон гардин из этой ткани может быть самым простым, настолько она нарядна сама по себе.

В прошлом текстильные материалы часто использовали в отделке спальни в качестве настенных драпировок, которые могли быть съемными или фиксированными. Делали это главным образом для утепления комнаты. Эту практику вполне возможно применять и в наши дни, но уже с эстетической целью. Обитые тканью стены превосходно объединяют помещение в гармоничный ансамбль и в спальне смотрятся очень красиво. В качестве украшения к настенным драпировкам рекомендуется добавить бордюр – не только по верху, но и по низу обивки. Для бордюра лучше использовать либо ту же ткань, какой обиты стены, либо ткань той же фактуры, но другой расцветки, можно контрастной.


В общем и целом оформление спальни открывает перед умелым декоратором много возможностей. Яркие, богатой фактуры ткани, которые в других комнатах смотрелись бы претенциозно, здесь окажутся вполне уместными. Это и шелковая тафта, и узорчатая парча, и другие изысканные материалы. То же самое относится к расцветкам и узорам, выбор которых практически ничем не ограничен: даже клетка и полоска (например на хлопке или льне) имеют здесь право на существование.

Не вызовет диссонанса и широкое использование декоративных элементов, если, конечно, не перегибать палку. Ленты и шнур разных оттенков, применяемые и в качестве окантовки, и как завязки для штор, придадут конструкции нарядный вид, равно как и причудливые ламбрикены, ниспадающие красивыми волнами.
Особой «женственности» спальни можно добиться, используя для гардин такие ткани, как белый или кремового оттенка муслин, вышитый батист, шелк, все разновидности вуалей. Единственное, о чем не следует забывать, так это о том, что для изготовления длинных штор из полупрозрачных материалов требуется очень большое количество ткани, иначе желаемого эффекта не достичь. Ткань должна образовывать обильные роскошные складки, придавая конструкции объемность.

Если для крепления шторы используется открытая штанга, ее желательно украсить наконечниками, форма которых должна соответствовать общему стилевому решению дизайна спальни. Они придадут изделию завершенность и позволят ему успешно вписаться в ансамбль, не подавляя его остальных составляющих частей. Оригинально и привлекательно будет выглядеть штанга, обернутая тканью – либо той же самой, из которой сделаны шторы, либо повторяющей цветом или фактурой ее декоративные элементы – ленты, шнур, тесьму.

Ванная комната

Пожалуй, ни одно другое помещение в квартире или доме не претерпело за последние полвека таких разительных изменений, как ванная комната. Из чисто утилитарного, совершенно безликого места, предназначенного выполнять санитарную функцию, она превратилась в прелестный уголок, служащий релаксации, в которой так нуждается человек третьего тысячелетия. Отсюда и кардинально новый подход к дизайну ванных комнат, основной вектор которого сместился из области голого прагматизма в сторону комфорта и эстетики.

Даже если окно в ванной комнате сделано из матового стекла, оно вполне достойно того, чтобы украсить его занавеской – либо короткой, типа «кафе», либо доходящей до пола, что придаст помещению особенно уютный вид. Неплохо будет смотреться штора, укрепленная на роликовой штанге, которую можно поднимать и опускать по мере надобности. Для такой шторы идеально подходят ткани наподобие газа или вуали, предварительно сильно накрахмаленные. Если такую штору использовать в качестве внутренней, то к ней можно добавить и внешние драпировки из более плотного и мягкого материала.


Традиционно над ванной, совмещенной с душем, используются пластиковые занавески, предохраняющие помещение от попадания брызг воды. Как правило, выглядят они не слишком привлекательно, поэтому ничто не мешает декоратору скрыть пластиковую штору под внешней, тканевой – общее впечатление от комнаты радикально изменится в лучшую сторону.

Если ванна расположена не возле стены, можно соорудить вокруг нее круговую штору, укрепленную на потолке, либо, как вариант, раздвижную штору из двух полотнищ, свободно свисающих с обеих сторон, образуя нечто вроде средневекового турнирного шатра. Внешний вид такой шторы должен гармонировать с общим дизайном помещения.
В силу самого своего назначения ванная комната является средоточием множества блестящих и отражающих поверхностей – кафеля, зеркал. Задача декоратора – притушить это «сверкание», придать ему теплоты и мягкости.
Само собой разумеется, для отделки ванной комнаты рекомендуется выбирать легко моющиеся и практичные ткани, способные выдерживать воздействие пара и высоких температур. «Чемпионом» среди них в этом отношении остается хлопок, хорошо переносящий стирку и долго не теряющий внешней привлекательности.

 

 

Азбука текстильного декоратора

Оставаясь художником, декоратор в то же самое время должен постоянно помнить, что плоды его творчества предназначаются не для выставки, где их по достоинству оценят «посвященные» — знатоки и ценители, а для конкретного человека, конкретной семьи, конкретного дома.

Заказчики же бывают разные, и далеко не каждый из них отличается легким характером и изысканным вкусом. Дизайнер может быть глубоко убежден, что лучше клиента знает, что красиво и некрасиво, удобно и неудобно (да так оно чаще всего и бывает), но это ничего не меняет — ведь жить-то в данном интерьере не дизайнеру, а именно ему, клиенту.

 

 

Контактная информация

Мастерская текстильных декораций Davinci Design — это авторская студия, предлагающая полный комплекс услуг по декору интерьера, разработке дизайна и пошива элитных штор, одновременно занимающаяся производством текстиля под собственной маркой Styletex и являющаяся дилером лучших мировых производителей интерьерных тканей и аксессуаров Европы и Англии.

Наши телефоны:
(044) 233 36 76, (063) 233 36 76

Ваши отзывы и предложения:
(093) 101 35 89
Валерия Дидык

Наш адрес:
ул. М. Майорова 7  
 

Эл. почта:
DavinciDesign@mail.ru