Глава 6

Тон задает стиль

Выбор тканей

Для текстильной декорации помещений в стиле барокко используют ткани максимально богатой фактуры: бархат, шелк, жаккардовые ткани (с вставками из бархата или шелка), органзу, тафту. Ткань для штор может выглядеть предельно вычурно, что ни в коем случае не «повредит» общему впечатлению, а напротив, позволит добиться нужного эффекта.

Цветовая гамма

Цветовая гамма тканей для дизайна в стиле барокко также отличается богатством и разнообразием. В первую очередь выбор цвета должен быть, конечно, продиктован национальным колоритом, то есть зависеть от того, атмосферу какой страны мы стремимся воссоздать в интерьере. Тем не менее, можно очертить определенный круг расцветок и оттенков, превалирующих в данном стилистическом направлении. Это небесно-голубой, лососевый, цвет слоновой кости, нежно-зеленый, персиковый, ярко-красный и пунцовый, малиновый, бордовый. Во многих случаях эти цветовые оттенки выступают в сочетании с золотом.

Соблюдение пропорций

Оформление в стиле барокко часто используется в помещениях большого размера, с высотой потолка от 3,5 м и больше. В некоторых помещениях официально-парадного назначения (например концертных залах) высота потолков и, соответственно, гардин может достигать 7 м. Такие габариты требуют нестандартных решений в проектировании штор.

Действительно, если ламбрикен, включающий в себя бандо, сваги и джаботы, будет выдержан в обычном масштабе (бандо – 40 см, сваги – 90 см, джаботы – 1 м 20 см), то верхняя часть шторы будет выглядеть куцей, сами гардины будут свисать длинными «колбасками», а вся конструкция в целом будет производить впечатление диспропорциональной и деформированной. Чтобы этого избежать, следует изменить пропорциональное деление высоты ламбрикена и его составных частей по отношению к общей высоте гардины. При этом длина свагов должна составлять 1/4, а длина джаботов – 2/4 (то есть половину) от высоты гардины. Так, при высоте потолка около 7 м желательно использовать сваги длиной около 1 м 75 см.

Правила соблюдения пропорций необходимо учитывать и при подборе декоративной фурнитуры. Так, если речь идет о помещении с высотой потолка опримерно 3,5 м, то, например, булоны для украшения штор должны быть диаметром не меньше 10 см – декоративные детали более мелкого, стандартного размера просто потеряются на общем фоне и, что еще хуже, деформируют пропорции окна. Чем длиннее гардины, тем более крупная декоративная фурнитура требуется для их украшения. Это правило распространяется и на кисти, которые могут достигать в длину 50 см.

Декоративные элементы

Барокко нередко называют стилем излишества и чрезмерности, и эта его особенность в полной мере проявляется в текстильной декорации интерьера. Для оформления окон в духе барокко дизайнер волен использовать такое количество и разнообразие декоративных элементов, какого не позволяет ни один другой стиль. Главное, что при этом следует помнить: все эти элементы потребуют особенно продуманной, даже затейливой проработки и тщательного исполнения.

В качестве декоративных элементов используются булоны, шнуры и кисти, также выполненные из дорогих, максимально «богатых» материалов наподобие бархата, часто в сочетании с металлизированными нитями. Очень выразительного эффекта можно достичь, если использовать ткани и декоративные материалы контрастной фактуры, например гладкую ткань для штор и ткань бархатистой структуры для элементов декора, и наоборот.

При разработке дизайна штор для окон большого размера очень важно продумать целостную композицию элементов декора, которые могут быть расположены рядами, дополняя один другой и придавая конструкции гармоничность и завершенность. Возможно использование как традиционных – ленты, бисер, стеклярус и т.д., так и нетрадиционных материалов, например камней, жемчуга, мохера, мягкого войлока. Все зависит от фантазии декоратора и тех эстетических целей, которые он перед собой ставит.

Особенности ламбрикенов для штор в стиле барокко

В барокко чаще всего используются шторы с ламбрикеном, состоящим из свагов и джаботов, но без бандо. Если по каким-либо причинам декоратор считает необходимым включить бандо в конструкцию штор, решенных в стиле барокко, ему необходимо соблюсти некоторые правила.

Одно из них заключается в том, чтобы избегать жесткого бандо, отдавая предпочтение бандо мягкой, по преимуществу овальной формы, отделанного большим количеством декоративной фурнитуры. В центре бандо часто помещают вензель, выполненный в стиле барокко и дополнительно украшенный стилизованными ветками, цветами, всевозможными «загогулинами»; здесь будет более чем уместна вышивка, например мохеровыми нитями.

Существуют ткани с принтами, выполненными в стиле барокко (см. фото). Отдельный мотив такого принта может быть с успехом использован в качестве центрального элемента бандо, задавая тон всей конструкции.

Жесткое бандо

Если декоратор все-таки решит остановиться на бандо жесткой формы, это потребует от него еще более тщательной проработки его дизайна. Так, при использовании для бандо жаккардовой ткани с рисунком центральный вензель необходимо размещать на гладкоокрашенной ткани, лучше всего – на однотонном шелке либо того же, либо контрастного цвета. Как правило, вензель вышивают в технике глади (цветными, серебряными или золотыми нитями). Фрагмент с вензелем отделяют от остального пространства бандо с помощью шнура. Для большей выразительности этот фрагмент желательно поместить на легкую «подушку» из синтепона, чтобы он приобрел выпуклость.

Нижний край бандо рекомендуется выполнять в технике фигурного кроя. Его декорируют шнуром, кистями, булонами. В качестве дополнительного элемента украшения к такому бандо подойдут сваги в форме перекида, - симметричные, направленные к центру бандо, либо асимметричные, выдержанные в одном направлении (слева направо или справа налево).

На следующем под бандо ярусе может быть расположена гардина типа «кардинальская пола» или так называемый сваг-джабот (см. гл. II).

Французские и австрийские шторы

Одним из непреложных правил текстильной декорации окон в стиле барокко является использование французских, либо, как вариант, австрийских штор (см. гл. III). По краям их украшают разнообразными декоративными элементами – кружевом, булонами, лентами. Чем больше всевозможных деталей, тем интереснее выглядит композиция – и тем больше простора для дизайнерской фантазии. Например, можно сконструировать розетки из лент, кружева и жемчуга и разместить их в стратегически важных точках – в качестве украшений для вензеля, либо в местах соединения свагов и джаботов. Важно помнить, что именно мелкие детали дизайна с наибольшей эффективностью позволяют выразить в интерьере дух выбранной эпохи, тот «аромат», к воссозданию которого и стремится дизайнер.

Широкие сваги в барокко

В стилистике барокко очень часто используются тяжелые ламбрикены с большими свагами. Однако выкроить сваг шириной 150 см и больше из ткани стандартных размеров, ширина которой составляет, как известно, 140 см, нельзя. Выход видится в том, чтобы использовать ткань шириной 3 м, однако это не всегда возможно. Решением, лежащим на поверхности, будет стачивание двух одинаковых по размерам фрагментов ткани, но здесь появляется новая проблема: шов, расположенный посередине свага, существенно портит общий вид композиции, нарушая его целостность.

Опытные декораторы рекомендуют в этих случаях не ограничиваться одним швом. Сваг, как известно, в плане имеет форму трапеции. Поэтому швы можно расположить по линиям, совпадающим с перпендикулярами, опущенными из крайних точек верхнего основания трапеции к нижнему основанию (см. рисунок). Тем самым мы убираем шов из центральной части свага и сдвигаем его в сторону, где он уже не так режет глаза. Как уже говорилось, вместо одного шва мы в этом случае получаем два, расположенных симметрично.

Можно пойти еще дальше и превратить решение технической проблемы (недостаточную ширину ткани) в одно из средств художественной выразительности. Вместо того, чтобы маскировать места стыков (сделать это идеально все равно не удастся), их можно, напротив, подчеркнуть, выделить с помощью декоративных элементов, например нашить поверх соединительного шва шнур или ленту или обшить его кружевом.

Мало того, составные части свага могут быть выполнены из тканей разного цвета, подобранных в соответствии с дизайнерским замыслом декоратора, что позволяет еще больше усложнить конструкцию и добиться дополнительного эстетического эффекта.

Джаботы в шторах барокко

Стиль барокко подталкивает декоратора к поиску нетривиальных решений. Одним из них может стать использование двойных джаботов (джаботов с подкладкой). Такой джабот выполняется из двух видов ткани и имеет две стороны – лицевую и изнаночную. Если в качестве изнаночной использовать ткань контрастного цвета, то в готовом виде складки джабота образуют чрезвычайно эффектные двухцветные воланы. Например, на шторах из ткани красного оттенка с золотом будут хорошо смотреться джаботы с красной лицевой и золотой изнаночной стороной. Возможны и другие сочетания цветов и оттенков, конкретный выбор которых будет зависеть от общего колористического решения композиции.

При этом совсем не обязательно расходовать на изнанку большой метраж дорогостоящей ткани. Можно ограничиться только несколькими ее фрагментами, расположив их в таких местах, которые будут на виду, а оставшуюся часть полотнища выполнить из недорогой подкладочной ткани (см. выкройку).

Эффект пышных штор

Барокко – стиль пышности, поэтому в текстильной декорации окон особенное значение приобретает такой фактор, как ее объемность.

Для достижения эффекта объемности желательно использовать не просто шторы с подкладкой, но также с подложкой из синтепона. Слой синтепона помещают между основной и подкладочной тканью, благодаря чему шторы приобретают не только дополнительную объемность, но и способность образовывать пышные складки, которые выглядят очень привлекательно и хорошо удерживают заданные линии. В целом композиция, изготовленная по такому методу, начинает напоминать «сахарную вату». Дополнительно шторы с синтепоновой подложкой можно простегать, что подчеркнет их пористую структуру.

Использование шелковых тканей

Для штор барокко характерно обилие джаботов и галстуков, то есть таких элементов ламбрикена, которые должны свободно свисать, образуя причудливые складки. В качестве исходного материала для них наиболее часто используются шелковые ткани, которые благодаря своей тонкой и пластичной структуре прекрасно подходят для этой цели.

Вместе с тем при использовании шелка для свисающих элементов ламбрикена возникает одна существенная трудность. Дело в том, что при дневном освещении шелк существенно меняет свой внешний вид – выполненные из него детали из-за проникающих солнечных лучей теряют свою привлекательность, обесцвечиваются и превращаются в бледно-серые пятна. Особенно «страдает» от воздействия дневного света дорогостоящий и высоко ценимый декораторами натуральный шелк – микроскопические узелки и неровности, характерные для его внутренней структуры, становятся видны на просвет, производя впечатление неряшливости.

Чтобы этого избежать, следует обязательно предусмотреть для шелковой шторы (или детали ламбрикена) подкладку из ткани типа black-out (со светопоглощающим эффектом), иначе композиция будет хорошо смотреться только в вечернее время суток, при дневном освещении превращаясь в малоприглядную «половую тряпку».

«Подводные рифы» барокко

Барокко – стиль, обладающий огромным эстетическим потенциалом, но уже в силу этого декоратора, отдавшего ему предпочтение, могут ожидать некоторые специфические трудности как объективного, так и субъективного характера. Первые связаны с требованием строгого анализа конструкционных особенностей помещения в целом и оконных проемов как таковых, а также его функционального назначения, вторые – с необходимостью учитывать пожелания заказчика.

Ключевым понятием в данном случае является чувство меры. Несмотря на то, что барокко часто и справедливо называют стилем чрезмерности, это не значит, что в его рамках позволительно абсолютно все. Богатство элементов не должно превращаться в сумбур, а причудливость линий и силуэтов – в хаос.

Конструкционные особенности окна

Прежде чем приступать к разработке дизайна штор, декоратору необходимо определить масштаб будущей текстильной декорации, что напрямую зависит от размеров и конфигурации помещения и оконных проемов.
В первую очередь необходимо оценить высоту потолков. Если потолки в помещении достаточно низкие, придется отказаться от идеи использования крупномасштабных декоративных элементов, ограничившись небольшими розетками, стилизованными розами, буфами (опять-таки, небольшого размера), и отдать предпочтение деталям, которые лишь обозначат рамку декорации, не нарушая ее пропорций.

Если окна в помещении имеют удлиненную форму, что подразумевает длинные шторы, то в этом случае нежелательно использование большого количества свагов. Важно помнить общее правило пропорций: для высокого окна размер ламбрикена должен составлять около ¼, для низкого – от 1/8 до 1/6 его высоты. В свою очередь, размер джаботов также варьирует в зависимости от высоты окна: чем окно выше, тем джаботы длиннее (в пределе доходя до половины высоты окна).

Часто неудачную форму окна можно скорректировать за счет использования тканей разного цвета. Так, если окно в помещении широкое и низкое, по бокам рекомендуется использовать ткань темного цвета, а в центре – светлого. Если, напротив, окно высокое и узкое, хорошим решением может стать использование темной ткани в верхней и центральной части композиции и светлой – по бокам.

Функциональное назначение помещения

Очевидно, что к текстильной декорации концертного зала следует подходить иначе, чем к оформлению светской гостиной в частном доме. В стилистике барокко это требование полностью сохраняет свою актуальность. Его конкретное выражение заключается, в первую очередь, в количестве ярусов навески. Многоярусная текстильная декорация используется по преимуществу в помещениях общественного назначения (театральных и танцевальных залах и т.п.). Здесь вполне уместно спроектировать 3-4 яруса декорации (бандо, многослойные сваги), тогда как в помещениях более скромных масштабов и более личного характера количество ярусов навески должно быть уменьшено.

Например, при оформлении интерьера гостиной нельзя забывать о том, что окна должны пропускать достаточно света, следовательно, здесь не годится тяжелый ламбрикен. В принципе вся конструкция должна быть менее насыщенной и более легкой. Чтобы при этом не страдала художественная выразительность, текстильная декорация окон должна быть решена в комплексе с остальными элементами дизайна помещения. Так, в спальне можно предусмотреть богатый и изысканный (истинно барочный) балдахин над кроватью и при этом существенно упростить дизайн собственно ламбрикена и гардин.

На профессиональном жаргоне этот подход часто называют «эффектом капусты», подразумевая под этим наслоение похожих элементов. Он может с успехом применяться для оформления не одного, а нескольких помещений сходного назначения

 

Азбука текстильного декоратора

Оставаясь художником, декоратор в то же самое время должен постоянно помнить, что плоды его творчества предназначаются не для выставки, где их по достоинству оценят «посвященные» — знатоки и ценители, а для конкретного человека, конкретной семьи, конкретного дома.

Заказчики же бывают разные, и далеко не каждый из них отличается легким характером и изысканным вкусом. Дизайнер может быть глубоко убежден, что лучше клиента знает, что красиво и некрасиво, удобно и неудобно (да так оно чаще всего и бывает), но это ничего не меняет — ведь жить-то в данном интерьере не дизайнеру, а именно ему, клиенту.

 

 

Контактная информация

Мастерская текстильных декораций Davinci Design — это авторская студия, предлагающая полный комплекс услуг по декору интерьера, разработке дизайна и пошива элитных штор, одновременно занимающаяся производством текстиля под собственной маркой Styletex и являющаяся дилером лучших мировых производителей интерьерных тканей и аксессуаров Европы и Англии.

Наши телефоны:
(044) 233 36 76, (063) 233 36 76

Ваши отзывы и предложения:
(093) 101 35 89
Валерия Дидык

Наш адрес:
ул. М. Майорова 7  
 

Эл. почта:
DavinciDesign@mail.ru